Народы Западной Африки


Африка - это не только колыбель мира, но и текущий дом самых разных народностей, проживающих там на своих территориях и сохранивших самобытную культуру, особенно сильно это выражено в разрозненной Западной Африке. По численности народы Западной Африки разнятся, как и по многим ключевым факторам своего развития, в особенности языка. Основная причина разногласий между представителями состоит в том, что именно в этом регионе Африки проходит граница между местами обитания европеоидной и негроидной рас.

Группы и семьи

Национальных "семей" на территории Западной Африки немного, но групп, в них состоящих, намного больше. Также в группах есть ещё и подгруппы - вместе эта классификация выглядит более, чем внушительной и подробной. Семьи распределены исключительно по национальному, а не по культурному принципу.

Наиболее многочисленной является Нигеро-Кордофанская семья - в её составе на данный момент находится семь групп и подгрупп, включающих в себя несколько десятков народностей. В Афразийской семье находится народность, превышающая все остальные по численности - хауса. Остальные семьи примерно равнозначно малозначительны - это оказывает серьёзное влияние на распределение территорий и отношения между национальными группами.

Семьи Группы Народы
Афразийская Семитская, берберская, чадская. Арабы шоа, арабы западной Сахары, туареги, хауса.
Нигеро-Кордофанская Нигеро-конголезская (включает следующие подгруппы: западно-атлантическая, манде, вольтская, ква, бенуэ-конголезская, адамауа-восточная). Фульбе, волоф, серер, баланте, диола, киси, темне, гола, бамбара, малинке, сонинке, ван, менде, лома, сусу, кпелле, мано, дан, квени, буса, моси, груси, лоби, догон, сенуфо, гурма, сомба, тем, барба, кру, акан (ашанти, фанти, аньи, бауле), эве и фон, йоруба и бини, ибо, нупе, игбира, иджо, камбари, катаб, биром, джукун, ибибио, тив, боки, экон, чамба.
Нило-Сахарская Сонгаи и сахарская. Сонгаи, канури, тубу.
Индо-Европейская Либерийцы и жители островов Зелёного Мыса.

Именно из-за такого разнообразия западный регион Африки считается разрозненным, а иногда - даже проблемным. Корни проблем в том, что далеко не всегда какая-либо народность занимает ту территорию, на которой изначально находилась. Многие регионы находятся во власти двух или нескольких групп, что теоретически может усложнить ситуацию.

Усиливает напряжение и религиозная разрозненность - вместе с типичными для региона традиционными магическими культами выступает ислам и христианство, что даёт почву дополнительным конфликтам. Способствует культурному и религиозному смешению кочевой образ жизни некоторых народностей, влияние извне - как из остального мира, так и более развитой ЮАР.

Список наиболее значимых народов Западной Африки:

  1. Хауса или хаусанцы. Самый многочисленный народ, занимает большую часть территорий. Земледельцы, скотоводы и ремесленники, исповедуют в основном суннитский ислам.
  2. Пигмеи или негрилли. Один из самых известных народов Африки за счёт самого низкого среднего роста на Земле. Лесной народ, заняты охотой и собирательством.
  3. Фульбе или фула. Относительно немногочисленный исламский народ, отличаются кастовой системой и кочевым образом жизни.
  4. Йоруба. Многочисленный народ (практически как хауса), религиозно разнообразны. Считаются одной из наиболее культурно развитых народностей.
  5. Ашанти или асантефо. Немногочисленная народность, занятая всеми видами земледелия, скотоводства и ремесла.

Разнообразных народностей в Западной Африке гораздо больше, но остальные либо малочисленны, живут обособленно либо не объединяются по национальному признаку, предпочитая ассимилироваться.

Хауса

Народ хауса - самый многочисленный из всех перечисленных выше народов. Численность хауса составляет около 60 миллионов, большая часть приходится на Нигерию (40 миллионов), ещё 10 миллионов находится в Нигере. Остальные хауса распределены в Чаде, Камеруне и Центральной Африке. Можно сказать, что хауса равномерно распределены по всему региону.

Язык хауса имеет аналогичное название и очевидно хорошо распространён в Западной Африке, так как на нём говорят не только представители народа.

Основные занятия и социальный строй

Хауса - типичный народ-земледелец, занятый выращиванием и сбором культур, а также коневодством, разводом мелкого рогатого скота. Народ ведёт оседлый образ жизни, исповедует ислам и традиционные верования бори, что типично для региона.

Также хауса отличные ремесленники - развитие ремёсел рано или подзно появляется в списке достижений многочисленных, оседлых народов. Среди "способностей" данной народности можно отдельно выделить ткачество и кожевенное производство, плетение и гончарство, чуть менее распространены обработка металлов вроде меди и железа.

Освоение ремёсел и продуктивное земледелие (хауса выращивают хлопок, арахис, маниок и прочие полезные в регионе культуры) вместе с животноводством позволили народу так распространиться - они заняты самыми продуктивными и способствующими выживанию занятиями в Африке.

В основном хауса живут традиционным, племенным устройством, не перенимая бытовые привычки своих соседей. В основном способ жизни определённой группы внутри народности зависит от религии. Как традиционные верования в предков, так и ислам одинаково способствуют выбору в сторону привычного для хауса семейного устройства.

Пигмеи

Это настоящие "знаменитости" Африки, которых упоминал ещё Аристотель. Причины такой популярности неудивительны - эта народность характеризуется самым низким ростом из всех возможных не только в Африке, но и на всей планете. Средний рост взрослого пигмея - 140-141 см., что равняется росту ребёнка любой другой народности.

Все пигмеи находятся в тропических лесах - образ жизни на открытой местности для них невозможен. Есть теория, что ранее пигмеи населяли Западную и Центральную Африку так же, как и все остальные народности, но были вытеснены в леса более сильными соперниками. Из-за этого сейчас среди пигмеев в процентном соотношении меньше всего оседлых представителей народности.

Примерная численность этой народности - 280 000 и все эти расселены в виде племенных общин по влажным тропическим лесам континента. Своего языка пигмеи не имеют - он был утрачен задолго до времён исследования миссионерами, потому для общения они используют языки других народностей. Основные верования - магический мистицизм, а точнее лесные духи, к которым пигмеи с древних времён обращались за помощью во время охоты.

Основные занятия и социальный строй

Пигмеи - лесные жители, потому всё необходимое они находят в местах своего обитания. Представители этого народа - охотники и собиратели, традиционные для Африки земледелие, скотоводство и ремёсла они не практикуют. Исследователи пигмеев ещё очень давно отмечали невероятную миролюбивость пигмеев - в конфликты их представители вступали только в случае необходимости и даже охотились так, чтобы уничтожать фауну только для удовлетворения своей потребности в пище.

Низкий рост народа обусловлен врождённой карликовостью. Низкий рост не мешает пигмеям вести полноценную деятельность, охотиться и соперничать за территории. Сейчас, в современности, существуют даже оседлые пигмеи, которые перебрались из самих лесов на их границы и в целом комфортно чувствуют себя среди изменившейся Африки.

Несмотря на полное отсутствие ремесла у пигмеев, они используют стрелы с металлическими наконечниками. Это стало возможным, когда они вступили в торгово-бартерные отношения с народностью банту, у которых были навыки обработки металлов. Примечательно, что пигмеи благодаря своим особенностям расселения обошли и другие типичные для племенных общин этапы развития - обработку камня и добычу огня. Последним навыком пигмеи овладели относительно недавно.

Фульбе

Относительно многочисленный народ, расселённый по всему западу континента, его численность - 10-13 миллионов человек. Фульбе распределены практически по всем важным точкам региона и проживают в Мавритании, Сенегале, Гамбии и Гвинее. Также ими частично заняты некоторые восточные области - Камерун и Судан. Считается, что изначально популяция фульбе центрировалась в Сенегале.

Фульбе - это то, как называют себя сами представители народа, на деле их называют согласно языку, который те используют - фула. Под таким термином могут быть объединены не только представители этой народности, но и те, кто заимствует их язык для общения.

Язык фула многосложен и насчитывает в общей сложности четыре диалекта. Примерное число носителей языка соответствует численности фульбе в западной Африке, но всегда немного варьируется. Фули исповедуют ислам, но всегда остаётся процент представителей, верных традиционным африканским магическим верованиям.

Основные занятия

Фула кочевники, причём необычные. Зачастую кочевой образ жизни крайне отягощает культуру и развитие народа в долгосрочной перспективе, но этот народ исключение. Фульбе, несмотря на свою разрозненность и внутренний "делёж" на группы поменьше, обладали развитым для своего времени государственным строем и характеризовали себя как единая, чётко отличимая народность.

Представители фула сумели извлечь из кочевого образа жизни всю пользу - они развили торговлю и расширили своё влияние на огромные территории, но сохранили самобытность и общность.

Внутри социальной структуры фульбе есть чёткая иерархия. Несмотря на вмешательство других, более развитых цивилизаций, они сохраняют свою систему, похожую на индийскую кастовую. Она достаточно сложно организована, но в целом выделяет несколько социальных групп - знать, ремесленники и историки, рабы. Современность оказывает сильное влияние на социальную структуру фула - очевидно, что она не может сохраняться в первоначальном виде, но до исчезновения этих самобытных внутренних отношений ещё далеко.

"Специализация" фульбе - это крупный рогатый скот, который отлично приспособлен к условиям постоянного перехода. Сами фула, как и любые кочевники, следуют за животными, проявляя к ним максимальное уважение (даже сохранилась традиция не есть говядину за исключением прямой необходимости), попутно занимаясь ремёслами. Тех продуктов, которых у фульбе нет (в основном растительных культур, сахара, специй и кофе), они обменивают у оседлых народов на свои запасы. Таким образом живёт только часть современных фула, сейчас многие из них оставили традиционный уклад и ведут оседлый образ жизни.

Йоруба

Второй по многочисленности народ в западной Африке, йоруба, насчитывает не меньше 40 миллионов представителей, практически полностью сосредоточенных в Нигерии. Незначительная часть йоруба проживает в Тоге, Бенине и Гане. Многочисленность данной народности говорит о большом влиянии на культуру и развитие континента - это действительно так, именно йоруба считаются создателями древней археологической культуры Нок ещё до нашей эры.

Это оседлый народ, преимущественно христианский, хотя около 30% представителей исповедуют ислам. Это типичное для африканских народов расслоение, которое не исключает наличия традиционных верований. После колонизации европейцами йоруба, как и многие народы Африки, постепенно утратили свою культуру, но ранее это было развитое, монархическое общество, живущее скорее по принципам, характерным позднему племенному строю. Ценности белого человека значительно "развернули" культуру йоруба.

Для общения народ использует язык, идентичный по названию с самими йоруба. Вне народности этот язык используется редко.

Основные занятия

Так как йоруба ведут оседлый образ жизни, для них характерно земледелие. Также, пользуясь преимуществами местности, представители народности ранее охотились, балансируя свой рацион и получая новые преимущества в торговых отношениях с другими обитателями региона. Ремесленным делом йоруба особо не отличались, но стоит отдельно отметить работу с металлами - во времена расцвета западной Африки (до эпохи колонизаций), качественная выделка металлов имела вес.

Современные йоруба если не утратили свою идентичность полностью, то значительно видоизменили её, переняв европейские ценности вместе с христианством. Одним из самых значимых изменений можно считать переход представителей народности к классической западной, моногамной модели семьи - изначально это было им совсем не свойственно.

Ашанти

Совсем незначительная по численности народность - всего ашанти насчитывается примерно 2.8. миллиона человек, полностью локализованных в республике Гана. Благодаря внешнему влиянию внутри ашанти внушительное религиозное разнообразие. Несмотря на то, что народом уверенно почитается культ предков, имеющий для ашанти большое значение и представленный множеством ритуалов, основные религии в виде христианства и ислама также широко распространены.

Ашанти говорят на языке чви, характерном только для них. Примечательно то, что европейские миссионеры даже создали для этого языка письменность, основанную на латинице, в попытках как можно надёжнее перестроить их общество и мировоззрение.

Основные занятия

Ашанти, несмотря на свою воинственность и территориальные претензии к остальным народностям, продолжающимся всю их историю, уверенные земледельцы и ремесленники. Среди представителей народности распространены самые разнообразные виды деятельности - обработка металлов, в том числе и драгоценных, гончарное дело, резьба по дереву и ткачество для женщин. Также ашанти выделились добычей золота.

Основу рациона народа составляют культуры, выращенные в поселениях, и плоды мелкого животноводства. Также ашанти всегда были заняты собирательством, охотой и рыбалкой, как и наёмным трудом. Современные ашанти, как и многие их предки, заняты добычей руды и работой на плантациях. Из изменений - только промышленные предприятия в городах, в которых ашанти теперь тоже немало.

Несмотря на всё то огромное влияние, оказанное на развитие народа миссионерами, ашанти ещё очень долго сохраняли традиционный матрилинейный, полигамный семейный и социальный уклад. Традиция проживать большими семьями до сих пор в культуре этого народа.